В: За прошедшие несколько лет у меня два раза обнаруживали камни в почках. Консультировавший меня врач сказал, что причиной является оксалат кальция, и что мне нужно пить больше воды. Есть ли что-нибудь еще, на что мне следует обратить внимание?
О: Если у вас было несколько случаев образования почечного камня, неважно какого типа, я бы отнес вас в категорию пациентов с повторным почечным камнеобразованием. Это значит, что риск рецидива у вас очень высок. В этом вы не одиноки. Миллионы человек по всему миру ежегодно страдают от камней в почках. У мужчин риск образования почечного камня в течение его жизни составляет 1:10. У женщин он несколько ниже.
Судя по тому, что вы сказали, в вашем случае речь идет о камнях оксалатно-кальциевого типа — на сегодняшний день это наиболее распространенная причина (другие типы камней — это струвитовые, мочекислые и цистиновые камни). Исследования показали, что образование этих камней связано с питанием, а именно с содержащимися в пище оксалатами.
Существует целый ряд пищевых продуктов, содержащих природные оксалаты, больше всего их в шпинате. Ревень, свекла, орехи, шоколад, чай, пшеничные отруби и клубника также содержат оксалаты, и в случае проблемы с данным типом почечных камней употребление всех этих продуктов следует ограничить.
В дополнение к этому важно увеличить растворимость оксалатов в моче, чтобы не дать им кристаллизоваться и образовывать камни. Как предложил ваш врач, вам следует сделать ежедневной привычкой пить больше воды. Оптимальный вариант — не менее 8 стаканов в день (1,5-2 литра). Есть также специфические вещества, которые могут помочь в данном случае, прежде всего магний, калий и витамин B6. Недавние исследования, в ходе которых страдающие хронической мочекаменной болезнью пациенты в течение недели принимали по 500 мг жжёной магнезии и по 5 г цитрата калия, показали, что количество кристаллов оксалатов в моче — признак возможного камнеобразования — уменьшилось на две трети.
И, наконец, давнее расхожее мнение о том, что важно сохранять на низком уровне количество поступающего с пищей кальция, оказалось в корне неверным. На самом деле все обстоит с точностью до наоборот: исследования показали, что увеличение поступления кальция может понизить влияние оксалатов кальция у больных, у которых наблюдается повторное камнеобразование, по крайней мере частично, поскольку это связывает поступающие с пищей оксалаты.
В: Я постоянно слышу о том, что шоколад полезен. Хочется верить, но так ли это?
О: Мой ответ — и да, и нет. Содержащееся в шоколаде какао во многом благотворно влияет на здоровье (и чем темнее шоколад, тем он полезнее). Но знайте: это относится только к какао, а не к сахару и жиру, которые в избытке присутствуют в шоколаде отнюдь не с пользой для здоровья.
Какао получают из какао бобов, которые растут на какао-дереве (theobroma cacao). В бобах содержатся разнообразные активные фитохимические вещества, положительно влияющие на здоровье. Среди самых важных из них можно назвать полифенолы, соединения, наиболее известны своими антиоксидантным свойствам.
Я читал опубликованные недавно результаты исследования, в ходе которого две небольшие группы не имевших проблем со здоровьем добровольцев регулярно ели по 100 г содержащего приблизительно 500 мг полифенолов темного шоколада и не содержащего полифенолы белого шоколада. (Белый шоколад, строго говоря, «шоколадом» не является. Это просто полученное из какао бобов масло какао, смешанное с молоком и другими ингредиентами.) По окончанию эксперимента группы сравнили, и оказалось, что темный шоколад понижает кровяное давление и улучшает чувствительность к инсулину (низкая чувствительность к инсулину может привести к диабету и заболеваниям сердца). Белый шоколад такого влияния не продемонстрировал.
Возможно, вы слышали, что шоколад улучшает самочувствие. В этом есть определенная доля истины. Какао содержит и другие компоненты, называемые метилксантинами, это вещества, улучшающие настроение. Еще одно исследование показало, что участники, потреблявшие темный или молочный шоколад, отмечали улучшение настроения, в отличие от тех, кто ел белый (не содержащий метилксантины) шоколад.
Эти фитохимические вещества попадают и в грудное молоко. У кормящих грудью матерей, которые сообщали, что они ежедневно ели шоколад, младенцы в возрасте 6 месяцев были спокойнее и плакали меньше, чем это обычно бывает в таком возрасте. Подводя итог, скажем, что увлечение шоколадом оказывает положительное влияние на состояние здоровья. Тем не менее, прием его следует ограничивать, поскольку одновременно в организм поступает и большое количество жиров и сахара.
Страницы: 1 2
