Пытаетесь зачать ребенка? Хорошо питайтесь, чтобы ваше репродуктивное здоровье было в оптимальном состоянии
Зачатие ребенка когда-то представляло собой достаточно регулярное производство. Сейчас статистика показывает, что все не так просто, как было раньше. Реальность такова, что миллионы людей по всему миру – одна из каждых десяти пар – страдают бесплодием, говорит врач Джереми Гролл, автор книги «Пища, влияющая на деторождение» (Simon & Schuster, 2006).
Кто виноват? Современный образ питания. Мы едим слишком много рафинированных продуктов, нездоровых жиров и излишне переработанной пищи, говорит Гролл. И женщины, и мужчины нуждаются в правильных питательных веществах, чтобы гормоны были сбалансированы, овуляция проходила регулярно, а сперма была здоровой. Неудивительно, что так много женщин тщетно пытаются забеременеть. К счастью, энергоемкая пища может изменить жизнь, усилив возможность зачать и выносить ребенка.
Поверьте: фасоль – это круто! Все дело в железе, которое снижает риск бесплодия, возникающего из-за проблем с овуляцией. Для женщин формула следующая: чем больше поступает железа, тем ниже риск бесплодия. Поступающее из растений негем-железо более эффективно, чем гем-железо животного происхождения, и так же эффективно, как препараты железа, говорит врач Хорхе Чаварро, ведущий автор недавно проведенного исследования этой темы (Журнал «Акушерство и гинекология» [Obstetrics and Gynecology], 2006 г., том 108, № 5).
Сударыни, все, что вам нужно – стакан белой фасоли, и это обеспечит вас половиной рекомендуемой дневной нормы (РДН) железа. Её можно есть в супах или сделать салат с фасолью. (Другими богатыми источниками железа являются чечевица, шпинат, моллюски, соевые бобы, тыквенные семечки и черная патока).
Еще один плюс: благодаря высокому содержанию белка и клетчатки фасоль улучшает метаболизм инсулина, что очень важно для зачатия, так как высокий уровень инсулина нарушает овуляцию и затрудняет прикрепление оплодотворенного яйца к стенке матке.
И никакого кофе с обезжиренным молоком! Удивительно, но факт: полноценные в жировом отношении молочные продукты повышают у женщины шансы забеременеть, в то время как молочные продукты с низким содержанием жира, судя по всему, снижают этот шанс, прежде всего из-за нарушения овуляции (Журнал «Репродуктивные способности человека» [Human Reproduction], 2007 г., том 22, №5).
Исследователи выдвигают предположение, что некое жирорастворимое вещество в полноценных по жирам молочных продуктах улучшает функцию яичников. Положительный эффект достигается даже при незначительном количестве этого вещества, поэтому Чаварро рекомендует одну или самое большее две единицы количества полноценных молочных продуктов, одновременно снижая употребление других источников насыщенных жиров.
Нет – чипсам, да – гуакамолу. Повышающие чувственность мононасыщенные жиры авокадо предоставляют строительный материал для репродуктивных гормонов как у мужчин, так и у женщин. Но если вы пытаетесь забеременеть, настоятельно рекомендуется избегать наполненных нездоровыми жирами чипсов.
«Самый значительный эффект, оказываемый жирами на репродуктивную функцию, наблюдался, когда вместо мононенасыщенных жиров потребляли транс-жиры», – говорит Чаварро. Удивительно, но у женщин, которые съедали всего лишь 2 процента дневного количества калорий в виде транс-жиров, риск развития бесплодия увеличивался на 73 процента («Американский журнал клинической диетологии» [American Journal of Clinical Nutrition], 2007 г., том 85, №1). Также источниками хороших жиров являются оливковое масло, рапсовое масло, орехи и ореховые пасты.
Прибавьте перцу. Парни, вы беспокоитесь за своих живчиков? Пожуйте сладкий болгарский перец с его зашкаливающим содержанием витамина С, который помогает увеличить количество сперматозоидов в сперме, улучшить их подвижность и морфологию.
Перец богат и бета-каротином, мощным антиоксидантом, улучшающим концентрацию спермы и подвижность сперматозоидов (журнал «Воспроизводство потомства у человека» [Human Reproduction], 2005 г., том 20, №4). Бета-каротин также благотворно действует на женский организм, предотвращая оксидантный стресс, который, возможно, связан с возрастными изменениями репродуктивной функции у женщин.
Другими насыщенными витамином С продуктами является зеленый перец, персики, папайя, апельсиновый сок, брокколи и клубника; бета-каротин содержится в значительных количествах в моркови, тыкве, сладком картофеле и листовых овощах темного цвета.
